移动时间  一天 5小时 43分钟

1,239 m
121.13 km

浏览次数: 50次 , 下载次数: 3次

邻近 Vtoroy Severnyy, Свердловская область (Россия)

Январский поход в составе межрегиональной группы туристов по маршруту второй категории сложности. Поход организован турклубом «Романтик», руководитель Митрясов Олег.
Место очень популярное, но хотя бы раз побывать на Северном Урале нужно каждому лыжному туристу. Летом, думаю, в этом районе не так живописно. Маршрут движения достаточно пологий, много путиков, неглубокая тропёжка, перевалы невысоки и просты в прохождении. Даже у не слишком подготовленных участников проблем на пути не должно возникнуть серьёзных. Основные сложности для ребят составляли спуски по настовым склонам из-за чего группа сильно растягивалась и переходы получались короче запланированных. Так что, тренируйте технику лыжного туризма и утепляйтесь – будет вам легко и комфортно.
Забросили нас дальше запланированной точки, отчего образовались лишние 1,5 дня, которые мы потратили на одну из вершин и банные процедуры в Ивделе.
Маршрут простой, но достаточно интересный. Очень понравились столбы выветривания, присутствующие, практически, на каждой из вершин. В зимнем наряде они выглядят особенно живописно.
Короткий день предполагает выходы засветло и постановку бивака по свету. В принципе, палатку можно и в сумерках поставить, но основная проблема ночного бивака это поиск хороших сушин в тёмном лесу.
Палатка использовалась самошитая на 14 или 16 человек с двумя центральными кольями (11-12 кг). Палатка двухслойная, с юбкой, а для обогрева использовалась печь конструкции Снегирёва увеличенного объёма (отличная печь и менее капризная, по сравнению с стандартной версией). И этого хватало для обогрева. Спать было комфортно даже у стенки. Главное – нормально засыпать юбку и открывать вентиляционные клапаны.
Ставится палатка не очень долго, если приноровиться. Это при условии, что ЦК вырубаются на месте, а не вяжутся из лыж. Однако, устаревшая технология постановки палатки на лыжи и палки мне не очень понравилась. Благо, что снега мало и не сильно проваливаешься при вынужденных выходах на улицу. Иначе, поход в туалет оборачивается приключениями. Ну и на радиальных выходах приходится менять так или иначе лыжи и палки на нарубленные колья. И это не добавляет к утренним сборам скорости вообще никак.

Ребята брали несколько саней-волокуш и бензопилу. Тоже спорный момент: уж очень много с ними возни. Двуручная пила ковровского производства гораздо легче, безотказней и компактней. Такой оравой можно было бы пилить с большой эффективностью не заморачиваясь с бензином и переносом такой тяжести.

Самое печальное в походе: крепкие морозы и путешествие в вахтовке. Если с пуховиком проблему решить просто, то от заброски на ГАЗ-66 ты никуда не денешься. 5-6 часов в кузове не самое приятное времяпрепровождение.

Хотел бы поблагодарить руководителя за организацию и возможность поучаствовать в интересном мероприятии. Собрать такую большую межрегиональную рабочую группу больших трудов стоит.

Старт

Отмучались, доехали в вахтовке, выгрузились и оставили баул с поездными вещами у водителя (за что ему спасибо). Я налепил камус (не снимал нигде, кроме пологих спусков), включил фонарь и мы вышли на старт. Идти по просеке очень просто. Первый день обещал быть очень простым.

Бивак # 1

Фотографий с бивака нет. Есть фотографии участников.

Место выхода на р. Пурма

К реке приятный спуск. Река широкая, снега мало, присутствует лыжня. Бывают проталины – аккуратней. Из долины вам откроется вид на г. Гумпкопай. Обеды в термосах – штука неоднозначная. На приём пищи уходит около 40-50 минут. Термос весит 1 кг и с ним много возни: он примерзает, протекает, и не слишком долго тащит тепло. Ну и мороки дежурным с утра добавляет. Но, вроде как, экономит вес, время и стоимость раскладки. Не уверен, что это была хорошая идея с ними. А картофельное пюре, даже и с мясом, штука совсем не сытная. Бичпаки или суп в термосах намного больше радовали.

Бивак # 2, 3

На третий день запланирована радиалка на г. Гупмкопай. Лыжни больше не было и группе предстояла тропёжка средней приятности. По финалу вышли поздно (очень долгие сборы и подмена палок и лыж на колья) и до вершины не дошли метров 300. Но гора так себе – никто и не расстроился. Лыжи лучше брать с собой. Участок курумника небольшой, после которого в гору приятный пологий подъём по мягкому насту. А спуск будет приятным и быстрым.
信息点

Место, где группа разулась

Обязательно отмечать метку на карте. Если не успеете, то в темноте рыскать по склону в поиске лыж так себе затея.

Седловина

Тут можно опять нацепить лыжи и спокойно, без напряга, скользить к вершине. Пешком пойдёшь – будешь регулярно проваливаться. Были среди нас и несколько умных человек, не оставлявших лыжи.

До вершины метров 300

Поздновато было, пришлось возвращаться.
山口

Перевал б/н

Простой подъём, идём траверсом. Наверху скалки, за которыми можно укрыться от ветра и перекусить.
高峰

г. Саклаимсори-Чахль

Граница трёх субъектов РФ: Коми-Пермяцкий АО, Свердловская область, Пермский край. И знаменитый водораздел: Европа-Азия.

Бивак # 4

Спуск к биваку красив но не слишком приятен. Держались левого склона, где меньше курумника и более пологий рельеф. Хотели сходить на скалы выветривания, но время поджимало: спуск очень тяжело дался многим участникам. Бивак организовали в зоне леса на реке.
山口

Перевал б/н

Подъём так себе: заструги небольшие, наст. Приходилось идти зигзагами
照片

Останцы

Очень красивое место! Останцы гораздо больше, чем кажутся. Наверное, самая полюбившаяся в этом похоже локация.
高峰

г. Холатчахль

Знаменитая гора, на склоне которой тургруппа Дятлова остановилась на свой последний ночлег. Вершина пологая и абсолютно неинтересная.

Бивак # 5, 6

Затемно спустились в зону леса и долго искали хорошие сушины (сухарки, как их называют местные) и ровное место под наш монструозный шатёр. Утром, как обычно, занимались заменой оттяжек на деревянные из-за предстоящей радиалки.
信息点

Место установки палатки тургруппы И. Дятлова

Отметка зоны палатки представляет собой еле заметную металлическую палочку. До конечной точки маршрута группы И. Дятлова – г. Отортэн, 11 км. Предположение, что они разместились на склоне, с целью экономии времени, кажется надуманным. До зоны леса 20-30 минут хода. Ради одного часа в движении посветлу, разбивать палатку на продуваемом склоне и заведомо обрекать себя на две подряд холодные ночёвки очень странное решение. Версия тренировочной холодной ночёвки видится более правдоподобной.

Памятный знак тургруппы И. Дятлова

Красивая скала, табличка выглядит очень стильно. Постарались. К сожалению, на скале присутствует какой-то металлические набалдашник, уродующий останец. С какой целью он был установлен, непонятно. Цветы тоже там не к месту.
照片

Дорога к «Базе Ильича»

Дорога к «Базе Ильича» выглядит вот так: обычная буранка, по которой крайне просто передвигаться. Не на широких лыжах, разумеется. На пути часто встречаются туристы-лыжники, снегоходчики.

Бивак # 7

Бивак рядом с дорогой. Сушин в достатке, а можно найти и подготовленную полянку с запасом дров.
简易庇护所

Изба в кедровнике

Избушка на 3-4 человека. Есть печь.

«База Ильича»

Знаменитое место. Обычно, избушка загажена сильно, но нам повезло – было чистенько. Как водится, дрова для печи есть, но в небольшом количестве. Внутри можно разжиться сахаром, солью, чаем и прочими штуками. Баня тут очень скромная.

Бивак # 8

Последний бивак на маршруте. Тут же и точка выхода. река Ауспия замёрзла – добыть воды не удалось

Финиш

Маршрут закончен. Дальше предстоит очень нудный пятичасовой переезд в г. Ивдель. Дорога проходит по маршруту заброски тургруппы И. Дятлова. Но из кузова ничерта не видно, к сожалению. Поэтому, совет: напрашивайтесь к водителю в кабину, если он едет один.